Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Пионер-герой-Витя Черевичкин

Пионер-герой-Витя Черевичкин.

Учащиеся 5 класса(классный руководитель Сухарева А.А.) провели открытый классный час, посвященный Вите Черевичкину.

Черевичкины жили на 28-й линии, недалеко от пересечения с улицей 2-й Майской. Семья их была небогата. Отец Вити работал на «Ростсельмаше» кузнецом-калильщиком, мать — дворником. Когда началась война, у них было четверо детей — Александр, Виктор, Анна и Галина. Старшему, Саше, было восемнадцать, младшей, Галине — всего три года. Вшестером жили в одной небольшой комнатке. Витя держал голубей, располагавшихся в сарайчике в глубине двора. Он, как вспоминает Анна Ивановна Аксененко, младшая сестра Вити Черевичкина, отличался ответственностью и аккуратностью. Учился хорошо. Ходил сначала в 26-ю школу, затем отец перевел его в 15-ю. Потом поступил в ремесленное училище, потому что в семье часто нечего было есть, а в училище не только обучали, но еще кормили, и выдавали одежду. Витя был таким же, как многие мальчишки города: живым, непоседливым, озорным и задиристым. Увлечение же голубями в те годы было очень распространено среди ростовских мальчишек — да и взрослых тоже. Особенно много голубятников было в тихих улочках Нахичевани, где жил мальчик. Но никто тогда и не предполагал, что это увлечение будет стоить ему жизни.
Немцы вошли в Ростов-на-Дону 21 ноября 1941 года. Оккупанты бесчинствовали: грабили магазины, квартиры, разрушили школу, в которой учился Витя. На стенах вывешивались приказы, которые кончались одним и тем же: «Расстрел». Анна Ивановна вспоминает, как по их улице грохотали танки. В парке Фрунзе стреляли — там проходила линия обороны наших войск. Но немцы быстро ее сломили. Наискосок от дома Черевичкиных расположился немецкий штаб. Улицу заставили автомобилями, мотоциклами, расположившимися прямо на трамвайных путях. Витю расстреляли 28 ноября — за день до того, как внезапным контрударом 56-й армии немцы были выбиты из Ростова. Анна Ивановна хорошо помнит тот тяжелый день:
«Витя ушел из дома около двух часов — сказал, что пойдет покормить голубей. Не прошло и получаса, как брата во двор ввел немец с винтовкой. Он повел его во двор, к сарайчику, где находились голуби. Все решили, что Витю застрелят прямо там, в сарае. Пока немец думал, что делать с голубями, мальчик откинул косяк, загораживающий леток, и голуби выпорхнули на улицу. Они расселись рядом, на крыше. Тогда немец повел Витю в штаб. Ближе к вечеру к Черевичкиным пришла соседка и рассказала, что видела, как немцы вели избитого Витю в парк Фрунзе. Там его и расстреляли. Похоронили Витю вместе с красноармейцами, погибшими в тот же день. Похороны состоялись холодным декабрьским днем, в центре того самого парка, при большом скоплении людей.
Голуби улетели в тот же день, когда расстреляли Витю. Дотемна они сидели на крыше сарая, а утром их уже не было.
За что был расстрелян Витя Черевичкин? Выполнял ли он задания наших военных? Это, скорее всего, так и останется тайной. Витя оберегал своих родных и многого не рассказывал. Известно, что голуби в то время рассматривались как надежное средство связи. Возможно, мальчик, живший напротив штаба, посылал голубей с записками в Батайск, где стояли наши войска. Недаром немцы под страхом расстрела запрещали ростовчанам держать радиоприемники и голубей.
Но не столь важно, помогал Витя советским разведчикам или нет, главное — он обнажил самое грозное и самое страшное для любого захватчика оружие — показал врагу, что презирает и не боится его.
О Вите рассказывали на Нюрнбергском процессе, судившем нацистских преступников, к делу была приложена фотография убитого мальчика, с голубем в руке…